Эссе на тему:

“Учить нельзя воспитывать”

Сафиулина Дениса Равильевича, учителя истории и обществознания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №2” Города Сосновоборска

 

Данное высказывание занимает умы людей уже не один десяток лет, но к самому сложному выбору оно подводит тех, чье призвание – педагог. Однако само это понятие не позволяет нам кардинально разделить учение и воспитание, ибо это составные части единого процесса. Можно сколь угодно времени спорить, какое изменение придаст этой фразе верный смысл, но мне кажется, что для любого хорошего педагога выбор очевиден…

Я с детства хотел попробовать себя в роли учителя - учить детей. На протяжении жизни я приобретал знания и опыт, необходимые для обучения новых поколений. Задумывался ли я о том, что мне придется не только учить, но и воспитывать? Честно говоря – нет. Все изменилось, как только я реализовал свою мечту и пришел работать в школу. Казалось бы, с того момента, когда я был по ту сторону учительского стола, прошло совсем немного времени, но, оглянувшись назад, я осознал, как многого я не понимал.

С течением времени изменяются не только школы, требования к ученикам и учителям, программы обучения и образовательные стандарты - меняются ученики, их родители и сами педагоги! Каждое поколение – это дети своего времени, однако цели каждого человека всегда остаются неизменными – стать счастливым и делать счастливыми близких. Если мы обратимся к истокам отечественной педагогики, то еще А.С. Макаренко писал: “Научить ребенка быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно”. Мне кажется, что сейчас мы находимся на верном пути. Современная система образования в Российской Федерации при переходе на ФГОС ставит своей задачей воспитание ребенка через его обучение - это очень точно отражает требования к ученикам XXI века, где, будучи частью информационного общества, нынешние дети станут полноценными Личностям и смогут творить новый мир, который мы пока даже представить себе не можем! 

Если рассматривать данную проблему субъективно, тогда роль и задачи учителя в современной школе могут быть различными – все зависит от того, кто на него смотрит… Если речь идет о родителях, то их требования разнятся в диапазоне от “объяснитель” до “наставник”. Нам, как педагогам, конечно же, хочется быть именно наставниками, во всей полноте определения этого слова, однако, сами ученики могут не видеть в нас ни воспитателя, ни учителя, а только “мучителя”. Сколько людей, столько и мнений, но своим трудом мы не только можем, но и должны показывать, кто мы есть на самом деле – путеводные звезды, что каждый  день дают свое тепло, готовя новых людей к новой жизни, передавая знания и опыт, прививая мораль и воспитывая понятие чести!

“Учить нельзя воспитывать”… Мой опыт, как педагога, не так велик, однако уже сейчас я понимаю, что проблему этого высказывания можно и нужно оставить позади – не нужно добавлять знаки препинания, но необходимо изменить саму суть: Настоящий педагог должен учить воспитывая и воспитывать обучая! Понятия обучения и воспитания не только неразрывно связаны в современной системе образования, но и необходимы к использованию в связке для формирования полноценного образовательного процесса и воспитания сильной, зрелой Личности.