Школьная служба медиации (ШСМ)
Медиация – это один из способов альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиации характерны определённые правила ведения, очерёдность действий и фаз, в ходе проведения медиации соблюдаются следующие принципы:
- добровольность,
- конфиденциальность,
- взаимоуважение,
- равноправие сторон,
- нейтральность и беспристрастность медиатора,
- прозрачность процедуры.
ШСМ являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов.
Школьная служба медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
В основе деятельности школьной службы медиации лежит:
- обеспечение формирования и обучения «групп равных» (это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников). «Групп равных» формируются из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 6-8 классы и 9-11 классы;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Основные понятия
Процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор – независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в использование метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Таким образом, ШСМ позволяет участникам споров научиться воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
Правовая основа организации школьной службы медиации
в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Конвенция о правах ребёнка;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Команда ШСМ.
Связаться с нами или назначить дату встречи можно по тел. 8-983-284-62-98 , 2-29-00 с 8.00 до 17.00
ПРИКАЗ «О создании школьной службы медиации»
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ