12:54
Поощрение и наказание

Рекомендации родителям

Поощрение и наказание

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.

Эрнст Легуве

 

Наказание – это метод педагогического воздействия, используемый в условиях конфликтной ситуации и направленный на торможение нежелательного поведения детей, а также стимулирующий их общественно полезную деятельность путём наложения дополнительных обязанностей, лишения определённых прав или морального порицания.

Поощрение – мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку родителями поведения, труда, учения и побуждающая детей к дальнейшим успехам.

Смысл этих методов заключается в том, чтобы показать ребёнку ошибочность его поведения или подкрепить правильное, а не в том, как ошибочно считают некоторые родители, чтобы любым способом подавить ребёнка и добиться его безоговорочного послушания.

С чего начать?

  • необходимо чётко сформулировать  ваши требования к ребёнку, согласовать их между взрослыми в семье и разработать систему поощрений и наказаний.
  • правила  необходимо сделать простыми и понятными для ребенка, чтобы он чётко понимал, какие именно наказания повлекут за собой те или иные его проступки.
  • за соблюдением правил нужно внимательно следить, если вы однажды что-то строго запретили, закрывать на это глаза в следующий раз уже нельзя, если вы что-то пообещали ребёнку, то обязаны сдержать свое обещание.
  • после любого наказания должно последовать примирение.

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами (правила В. Леви «Важно помнить»).

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть строгим, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание, сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, даже не гнева, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком хорошие, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова, ибо он за них уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой, бить, обзывать бранными словами, ставить надолго в угол, наказывать в публичном месте, кричать. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к правилам, делает ребенка забитым, освобождает его от угрызения совести. Впоследствии такие дети делаются нечувствительными к наказанию, циничными.

9. Частые и бессистемные наказания, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

10. Не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

 11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

- когда сам родитель находится в плохом настроении.

       

К наказанию также предъявляют ряд требований:

  1. Наказание должно быть справедливым.
  2.   Не всякий детский поступок требует наказания. Иногда можно ограничиться замечанием или репликой.
  3. Если кто-то из родителей или старших членов семьи наказал ребёнка, это наказание не должно отменяться, даже если другие не согласны. Отмена может не только пагубно отразиться на взаимоотношениях внутри семьи, но и в целом подорвать авторитет взрослых в глазах    ребёнка.
  4. Наказание должно быть направлено на проступок ребёнка, а не на его личность.

 

Теперь о поощрениях. Поощрение - это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным».

К поощрению предъявляется ряд требований:

  1. Поощрение должно быть справедливым.
  2. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается.
  3. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка.
  4. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать.
  5. Не хвалите ребёнка за естественные вещи.
  6. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
  7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать всегда ожидать ее.
  8. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду. Не выражайте свое одобрение в денежном эквиваленте.

Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и тоже;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

 

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

 

Нельзя наказывать лишением любви!

Ребёнок больше всего нуждается
в вашей любви как раз тогда, когда он
меньше всего её заслуживает.
                                                                                                                 

                                                                                                      Эрма Бомбек

 

 

Тридцать три примера, как похвалить ребенка за то, что он сделал что-то хорошо.

  • Молодец, ты поставил на полку все книги.
  • Какой у тебя порядок в комнате!
  • Ты у меня умница.
  • Это очень мило с твоей стороны.
  • Мне очень нравится, когда ты говоришь в помещении тихо, как сейчас.
  • Ты сделал очень хорошее дело.
  • Ты мне очень помог.
  • У тебя все прекрасно получается.
  • Ты сегодня вел себя очень вежливо - просто загляденье.
  • Не знаю, как бы я без тебя справился
  • С тобой очень весело играть.
  • Я тебя люблю. Такое удовольствие быть твоей мамой (твоим папой)!
  • Прекрасный ход!
  • Спасибо, что выслушал меня, не перебивая.
  • Ты все сделал, как я сказала. Хорошая работа.
  • Сегодня ты очень ловко управляешься со столовым прибором.
  • Ты у меня такой трудяга!
  • Ты сделал все безупречно.
  • Ты - замечательный помощник.
  • Прекрасный рисунок. Мне очень нравится.
  • Смотри, что ты сделал, — это же просто великолепно.
  • Хорошо. Ты, как всегда, постарался на славу.
  • Ты ведешь себя за столом как настоящий джентльмен.
  • Сегодня вечером ты вел себя просто замечательно.
  • Я заметил, что ты охотно позволяешь другим детям поиграть твоими игрушками. Это очень хорошо.
  • Смотри-ка, сегодня ты оделся без посторонней помощи.
  • Ты сделал это сам от начала и до конца.
  • Так приятно: стоит попросить тебя о помощи - и ты тут как тут.
  • Ты проделал огромную работу.
  • Ты сегодня целый день идешь мне навстречу. Спасибо большое.
  • Ты так ласково обращаешься с животными.
  • Спасибо за помощь. Я знаю: на тебя всегда можно положиться.

Ты сегодня замечательно выглядишь!
 

Категория: Объявления | Просмотров: 390 | Добавил: admin